Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Инновационная и экспериментальная деятельность


ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе функционирования медиацентра государственного учреждения образования «Лицей №2 г. Минска»

Полное название инновационного проекта: 

«Внедрение модели формирования метапредметных компетенций учащихся в процессе функционирования школьных средств массовой информации»

Руководитель проекта: Грицюта Светлана Михайловна директор государственного учреждения образования «Лицей №2 г. Минска»; 8 (017) 379 98 76, 8(044)719 63 45, e-mail: lyceum2@minsk.edu.by.

Руководитель (координатор) и разработчик инновационного проекта: Гуринович Оксана Владимировна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Лицей № 2 г. Минска»; 8 (017) 378 38 75, 8 (029) 163 04 71, e-mail: lyceum2@minsk.edu.by.

Консультанты:

  • Камлюк-Ярошенко Людмила Викторовна, проректор по научно-методической работе ГУО «Минский областной институт развития образования», кандидат филологических наук, доцент
  • Касперович-Рынкевич Ольга Николаевна, доцент кафедры истории журналистики и менеджмента СМИ УВО «БГУ», кандидат филологических наук

Сроки реализации инновационного проекта: 2019-2022 гг.


Инновационный проект:  «Внедрение модели формирования информационной культуры учащихся средствами интерактивных методов обучения предметам «Биология»,  «Физика»,  «Химия».

Консультанты инновационного проекта:

Мычко Дмитрий Иванович, доцент кафедры неорганической химии химического факультета Белорусского государственного университета, кандидат химических наук, доцент;

Шитько Людмила Ивановна, соискатель научной степени кандидата педагогических наук при лаборатории естественно-математического образования  Научно-методического учреждения «Национальный институт образования».

Сроки реализации: 2017 – 2020

Основная идея инновационного проекта

Становление современного информационного общества обусловило, что неотъемлемой составляющей культуры личности современного человека стала информационная культура. Вопрос является предметом пристального внимания международного сообщества и, прежде всего, таких организаций, как ЮНЕСКО и ИФЛА. Вместе с тем, важность формирования и развития знаний по естественнонаучным дисциплинам учащихся определяется и необходимостью подготовки к международной программе по оценке образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment), тесту, который оценивает математическую и естественнонаучную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Естественнонаучная грамотность учащихся в мировой образовательной практике рассматривается как одна из важнейших характеристик школьного образования.

Приоритетным направлением в деятельности учреждений образования является создание таких педагогических условий, которые обеспечивают развитие личности с учетом ее внутренних мотивов познания. Средствами интерактивных методов обучения при изучении предметов естественнонаучного цикла расширяются границы познавательных возможностей учащихся за счет получения более полной и точной учебной информации на доступном и наглядном уровнях, а также увеличения объема учебной информации, доступной для самостоятельного овладения.

Одним из требований школьного образования становится не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности. Только правильно организованный педагогический процесс, представляющий собой целостную систему, способен реализовать данные требования.

Однако в педагогической практике в современном информационном обществе являются очевидными противоречия между:

  • недостаточной подготовленностью педагогов и необходимостью использования интерактивных методов обучения в процессе педагогической деятельности;
  • необходимостью воспитания всесторонне развитой личности и пассивной ролью обучающегося в образовательном процессе;
  • потребностями общества и уровнем подготовки учащихся, в реализации самостоятельности учащихся в учебно-образовательном процессе;
  • несоответствием традиционных средств и методов образовательной деятельности новым социальным ожиданиям;
  • разным уровнем общеучебных умений и навыков учащихся и необходимостью самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
  • фактическим качеством естественнонаучных знаний учащихся и возрастающими требованиями современного общества к уровню естественнонаучных знаний;
  • сложностью формирования мотивированного отношения к получению новых знаний и необходимостью развития у обучающихся умений и навыков в применении полученных знаний в решении вопросов повседневной жизни.

Целесообразность внедрения указанной модели, которая предполагает разработку комплекса дидактических и методических средств обучения предметам естественнонаучного цикла, определяется материально-техническим обеспечением учреждения образования, диктуется требованиями времени и подтверждается педагогической реальностью.

Суть инновации заключается в организации актуальных для учащихся видов деятельности (привычных для их повседневной компьютерной практики) в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла для достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей. 


Экспериментальный проект: «Апробация диагностических средств исследования познавательных способностей учащихся профильных классов III ступени общего среднего образования».

Руководитель экспериментального проекта:

Сагайдак Светлана Станиславовна, заведующая  лабораторией психофизиологии и профессиографии Научно-методического учреждения Белорусского государственного университета «Республиканский центр проблем человека», кандидат психологических наук.

Сроки реализации проекта: 2017-2019

Основная идея экспериментального проекта

Современные психодиагностические средства исследования познавательных способностей дают рекомендации о выборе естественнонаучного или гуманитарного профиля обучения, не конкретизируя учебные дисциплины. Между тем, среди группы, например, естественнонаучных дисциплин физика, биология и химия имеют разные понятийные элементы учебного материала, а следовательно, различаются и требования к структуре познавательных способностей. Апробация программных средств исследования познавательных способностей учащихся профильных классов III ступени общего среднего образования будет заключаться в анализе связи индивидуального профиля познавательных способностей и успешности обучения по шести дисциплинам: математика, физика, химия, биология, русский язык, иностранный язык. В дальнейшем это позволит использовать программные средства для точного, объективно обоснованного выбора профиля обучения учащимися допрофильных классов.

Профилизация обучения в учреждениях общего среднего образования является наиболее эффективным методом повышения профессионального кадрового потенциала высшей квалификации. Но выбор профиля обучения должен соответствовать имеющимся способностям. До настоящего времени исследование различных аспектов структуры познавательных способностей в своей рекомендательной части содержит информацию о выборе достаточно общего направления профиля обучения, связанного с естественнонаучными или гуманитарными дисциплинами.

Для более точной, конкретизирующей профилизации обучения необходимо разработать метод комплексного анализа индивидуальных познавательных способностей учащегося с последующим выбором одной или нескольких учебных дисциплин. Апробация программных средств исследования уровня развития познавательных способностей на контингенте учащихся профильных классов III ступени общего среднего образования с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии, русского языка, иностранного языка и анализ связи полученных результатов с учебной успеваемостью позволит в дальнейшем использовать разработанные программные диагностические средства для объективно обоснованного выбора профиля обучения учащимися 8-9 классов учреждений общего среднего образования.

 

Разделы сайта

Популярные разделы