Консультанты инновационного проекта:
Мычко Дмитрий Иванович, доцент кафедры неорганической химии химического факультета Белорусского государственного университета, кандидат химических наук, доцент;
Шитько Людмила Ивановна, соискатель научной степени кандидата педагогических наук при лаборатории естественно-математического образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования».
Сроки реализации: 2017 – 2020
Основная идея инновационного проекта
Становление современного информационного общества обусловило, что неотъемлемой составляющей культуры личности современного человека стала информационная культура. Вопрос является предметом пристального внимания международного сообщества и, прежде всего, таких организаций, как ЮНЕСКО и ИФЛА. Вместе с тем, важность формирования и развития знаний по естественнонаучным дисциплинам учащихся определяется и необходимостью подготовки к международной программе по оценке образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment), тесту, который оценивает математическую и естественнонаучную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Естественнонаучная грамотность учащихся в мировой образовательной практике рассматривается как одна из важнейших характеристик школьного образования.
Приоритетным направлением в деятельности учреждений образования является создание таких педагогических условий, которые обеспечивают развитие личности с учетом ее внутренних мотивов познания. Средствами интерактивных методов обучения при изучении предметов естественнонаучного цикла расширяются границы познавательных возможностей учащихся за счет получения более полной и точной учебной информации на доступном и наглядном уровнях, а также увеличения объема учебной информации, доступной для самостоятельного овладения.
Одним из требований школьного образования становится не столько необходимость обеспечить учащихся системой знаний, сколько вооружить их продуктивными способами, умениями приобретать, применять на практике, преобразовывать и самостоятельно вырабатывать новые знания в любой деятельности. Только правильно организованный педагогический процесс, представляющий собой целостную систему, способен реализовать данные требования.
Однако в педагогической практике в современном информационном обществе являются очевидными противоречия между:
- недостаточной подготовленностью педагогов и необходимостью использования интерактивных методов обучения в процессе педагогической деятельности;
- необходимостью воспитания всесторонне развитой личности и пассивной ролью обучающегося в образовательном процессе;
- потребностями общества и уровнем подготовки учащихся, в реализации самостоятельности учащихся в учебно-образовательном процессе;
- несоответствием традиционных средств и методов образовательной деятельности новым социальным ожиданиям;
- разным уровнем общеучебных умений и навыков учащихся и необходимостью самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве;
- фактическим качеством естественнонаучных знаний учащихся и возрастающими требованиями современного общества к уровню естественнонаучных знаний;
- сложностью формирования мотивированного отношения к получению новых знаний и необходимостью развития у обучающихся умений и навыков в применении полученных знаний в решении вопросов повседневной жизни.
Целесообразность внедрения указанной модели, которая предполагает разработку комплекса дидактических и методических средств обучения предметам естественнонаучного цикла, определяется материально-техническим обеспечением учреждения образования, диктуется требованиями времени и подтверждается педагогической реальностью.
Суть инновации заключается в организации актуальных для учащихся видов деятельности (привычных для их повседневной компьютерной практики) в образовательном процессе по предметам естественнонаучного цикла для достижения образовательных, развивающих и воспитательных целей.
раскрыть » / « свернуть